top of page

Q&A: Геннадий Владимирович Обатнин

  • Writer: kopeekka
    kopeekka
  • 21.11.2023
  • 4 min käytetty lukemiseen

Мы продолжаем наш марафон опросов и докучений преподавательского состава наших факультетов. Среди гостей мы успели увидеть и Томи Хуттунена, и Михаила Копотева, и Ахти Никунласси, а это значит, что пора спешить к следующему герою нашего интервью: лектору по русской литературе, Геннадию Владимировичу Обатнину. В формате блиц-опроса мы узнаем о хобби, актуальной книжке года, а также о том, что стоит помнить прежде, чем выпуститься из университета.

Лектор по русской литературе, Геннадий Владимирович Обатнин в Национальной библиотеке Финляндии

- Книга, на которой я вырос:

Увы, такой нет, и, кстати, я бы лучше говорил о произведении, нежели о книге. Детство и юношество – достаточно длительный срок, чтобы их не объединять под одной шапкой, у них разные полки для чтения. Могу сказать, что были произведения, которые я перечитывал по много раз (это когда дочитываешь до конца, переворачиваешь и начинаешь сначала): «Тиль Уленшпигель», «Анна Каренина» и тома с рассказами из полного собрания сочинений Антона Павловича Чехова.


- Место в моем родном городе, о котором никто не знает:

Уверен, Петербург весь исхожен и исследован неравнодушными жителями, но спрятаться при желании можно даже на Невском.


- Герой произведения или фильма, на которого я хотел бы быть похожим:

В молодости часто хотят быть на кого-то похожими, дальше это наваждение безболезненно проходит. Но у меня его и в молодости не было.


- Больше всего в школе я не любил... Я был хорош в …

Я учился в обыкновенной районной советской школе, и главным было сохранить себя от ее влияния. Все самое важное происходило вне ее стен. Но я был если не отличником, то хорошистом, то есть проходил всю программу без проблем, это давало относительную свободу (хотя за длинные волосы меня все равно выгоняли с уроков). И вообще, ученики любят не предмет, а учителя. Я помню старенькую учительницу истории, именно на ее уроке нам объявили о смерти Брежнева, и пока мы переминались в минуте молчания, мне показалось, она не могла скрыть облегчения. Ядовитая, кстати, была старушка, признак ума. Учительница литературы, девушка после пединститута, в которую был влюблен мужской состав класса – я узнал об этом с изумлением на ноябрьской демонстрации (нас ведь на них регулярно гоняли), когда юноши стали бороться за ее внимание с помощью кулаков – вот она позволила мне сделать доклад про стихотворение Пастернака «Луга мутило жаром лиловатым», в котором я и сейчас не все понимаю. За это ей вполне могло влететь от начальства, и я ей благодарен за мой первый анализ поэтического текста.


- Субкультура, к которой я принадлежал:

Зачем принадлежать к какой-то субкультуре, когда можно принадлежать к просто культуре? Но в юности я был, можно сказать, битломаном – вслед за отцом, разумеется – и порой ходил в какие-то задворки на концерты русских рок-групп и другие сборища богемного типа. Это не мешало с увлечением заниматься в ансамбле старинной музыки, кружке милых энтузиастов и забавных фриков в основном из технической интеллигенции, которые в свободное время ходили в Публичную библиотеку переписывать ноты из старинных изданий (ноты были дефицитом в СССР), а потом их вместе разучивать. Так что в моей голове была своя субкультура, сочетание «Пинк Флойд» и Генри Перселла.


- Мой самый безумный поступок в период студенчества:

Видимо, Вы полагаете, что безумный поступок – это нечто весьма ценное? Поверьте, вселенная, когда надо, втравит Вас в свои приключения. Вскоре после окончания университета я поехал в Москву позаниматься в архивах, это был август 1991 года, и мне вместо чтения рукописей пришлось три ночи провести у Белого Дома. Но вселенной этого показалось недостаточно, и следующее мое пребывание в столице в октябре 1993-го я опять провел в пикетах посреди Тверской.


- Исторический персонаж, с которым мы были бы хорошими друзьями:

Почему исторический? По-моему, с литературным куда легче подружиться. Кроме того, проще сказать, с кем бы ты поостерегся сближаться…с героями Марселя Пруста, например. Или Набокова.


- Когда мне грустно, я …

Грущу.


- Мое самое странное хобби:

Коллекционирую строки с шестой ритмической вариацией четырехстопного ямба, но эта страсть уже проходит.


- Самая добрая книга, которую я когда-либо читал:

Опять книга! Последнюю добрую книгу я держал, кажется, сидя в детской ванночке, но совершенно не запомнил ее названия…


- Книга, которую я никогда больше не раскрою или никому не посоветую:

Конечно, такой нет. Наоборот, я искренне советую раскрывать все книги, даже имеющие репутацию ужасных. Лучше называть их ужасными не с чужих слов!


- Мой последний запрос в AI:

Под руководством сына я побеседовал с GPT-4 и пришел к выводу, что тот еще сущий младенец, правда, уже с жуликоватыми наклонностями. Думаю, их как-нибудь укротят и доверят ему техническую работу, вроде составления упражнений на глаголы движения, а преподаватели в освободившееся время займутся самосовершенствованием.


- Современный автор, которого каждый из нас должен знать прямо сейчас:

Что может быть современнее «Жизни двенадцати цезарей» Светония? Его надо знать прямо сейчас, откройте, и сами сразу увидите.


- Моя любимая пословица/считалочка/прибаутка/анекдот или мем:

Из перечисленного я близко знаком лишь с анекдотами, но выбрать любимый – непосильная задача, ведь анекдот всегда привязан к какой-нибудь ситуации. Помню, до того, как все разрешили, мы разговаривали цитатами из «Мастера и Маргариты», они и сейчас порой всплывают в моей памяти. Но я встречал на своем пути людей, для которых ту же роль играл «Понедельник начинается в субботу» или поэзия Осипа Мандельштама.


- Песня, которая всегда поднимает мне настроение:

Сейчас я насвистываю «Angry» Роллинг Стоунз (they still gather no moss!).




- Главная способность любого хорошего исследователя:

Не спать! Но если хотите совет, то постарайтесь всегда быть в кругу людей, которые умнее, образованнее и быстрее вас.


- Ошибка, которою я бы не хотел, чтобы повторили мои студенты:

В смысле – моя ошибка? Мне кажется, я маловато читал.


- Что нужно успеть понять прежде, чем выпуститься из университета:

Наверно, понять свои склонности и найти профессию…впрочем, как ”хопсист” со стажем, могу заверить, что к третьему году учебы это делают почти все.


- Совет или предостережение, который я дал бы всем выпускникам:

Ну, вы там поосторожнее без нас. И помните: победитель всегда не прав.




Интервьюер: Адриана Иванова

Comments


Бетонная стена

Kopeekka

Slaavilaisten ja balttilaisten kielten opiskelijalehti

Копейка

bottom of page